far_far_north: (Scuzzlebutt)
[personal profile] far_far_north

Как я уже говорил, мы с женой поехали в Финляндию, пройтись по тропам национального природного парка. Забегая вперед, скажу, выполнить задуманное удалось на все 146%.

Встали, попили чай, заехали на заправку, лениво съели по бургеру (они у финнов не очень вкусные, но сосиски ещё хуже) и приехали в нацпарк. Как выяснилось, мы приехали на горнолыжный склон. Он открыт, финны катаются в шортах и футболках, хотя я бы не сказал что было шибко жарко. Потыкались ещё полчаса и нашли старт пешеходной тропы. Вышли мы примерно в 11:45.

Жена отказалась надевать резиновые сапоги, я, глядя на неё, нацепил кроссовки. Пройдя метров 200, заподозрил неладное, посмотрел на ручеёк, текущий из-под кучи снега и вернулся к машине за сапогами. Как же я потом восхищался своим умом и сообразительностью.. Раз пятьдесят, по меньшей мере.

Маршрут я наметил заранее, жена его мельком согласовала. Выглядел он так:

Сам маршрут салатовым цветом, точка старта и финиша - розовая. Общая протяжённость около 30 км с хвостиком. Такое расстояние меня не сильно смутило, шли-то практически налегке. Потопали. По дороге попадались разные интересные избушки:

Не пройдя и часа по приятной тропе, мы упёрлись в тот самый горнолыжный спуск. Дорогу перегородил забор из сеточки. Было два варианта: скучный - обойти понизу и пионерский - залезть на гору и обойти фуникулёры. Выбрали пионерский. Потом одумались и пошли низом. Не прогадали.

Внизу запытали двух работников, они показали где продолжается тропа и мы пошли дальше, немного разочарованные большим количеством народа вокруг. Наивные. По пути встретились два финна. Один вступил в коммуникацию и поинтересовался куда мы топаем. Мы доложили маршрут. Он заметил, мол, осторожней, а то ещё притопаете в Россию, благо граница недалеко. - Ничего, мы русские, ответили ему хором. Финн как-то немного напрягся и начал извиняться, мол, аполоджайз, пошутил я. Поржали, успокоили, потопали дальше. Надо сказать, что к этому моменту у меня внезапно сел телефон. Дело в том, что я поставил программу-шагомер, которая за час сожрала 90% батарейки. Телефон пришлось экстренно выключить. Хорошо у жены был. Ещё, не будь дурак, я поставил точку на отдельном GPS-навигаторе Garmin. Очень меня это потом успокаивало.

Долго ли коротко, отмахали 8 км. Отмахали совершенно легко, ибо тропа удобная, размечена, солнце светит, птички поют. Чутка, с непривычки, ныли коленки, но я не обратил внимания. Народу ноль, иногда в лесу встречались полудикие северные олени - лепота. Дошли до первой избушки. Остановлюсь подробней.

В парке по тропам расставлены избушки. Они бесплатные. Кто успел, тот и занял, если вдруг приспичило переночевать:

Внутри есть лавки, книга, чтобы записаться, спички, зажигалка, газовые баллоны, утварь:

В соседнем домике запас дров, рядом место для костра и даже железный ручной пресс, для того чтобы плющить в блин консервные банки:

Рядом отдельно сделан туалет типа "Мэ и Жо", снабжённый мешком с каким-то землистым составом, чтобы присыпать продукты жизнедеятельности, причём в каждой кабинке свой мешок и совочек. Продумано до мелочей. Заглянул в кабинку из любопытства - ну не воняет и всё тут. В сарае с дровами две пилы, топор, никого вокруг и никто не пытается ничего спереть! Коммунизм же! Более того, избушка построена очень и очень качественно, брёвнышко к брёвнышку. Крыша выстлана чем-то типа формованного под черепицу рубероида, только приличней. Не придраться.

Потопали дальше.

Пройденная избушка отмечала начало самого долгого участка пути без кемпингов, почти 8 км. На середине этого этапа начались проблемы. Тропа постепенно ушла под снег. Сначала это было даже забавно. Когда снега стало много, было уже не до веселья. Жена давно промочила ноги в треккинговых ботинках, а я осознал, что единственные ориентиры - чёрные пластиковые столбики на расстоянии 30-50 метров друг от друга. Проблема была в том, что столбики давали идеальный ориентир человеку, едущему на снегоходе зимой, но пешком это было жёстко. Большая часть тропы проходила по снегу, глубиной 30 сантиметров. Приходилось или топать через, или оббегать по чавкающей траве вокруг. К тому моменту мы были примерно на середине маршрута. Солнце спряталось, деваться стало некуда. Навигатор показывал, что машина в восьми километрах напрямую. Но лезть восемь километров через кусты, хоть и напрямик, не самая отличная идея. Мы упрямо пёрли дальше, природа перестала радовать, да и вообще, стало слегка ссыкотно. Я стал понимать, во сколько мы придём к машине. Хорошо было только то, что столбики стояли с финской пунктуальностью. Иначе хрен знает, что делать. Ещё через полтора часа мы, наконец-то, вышли к навесу, отмеченному на карте (самый правый нижний угол маршрута). Мы устали, ноги болели, а у жены ещё и промокли. Около навеса слегка дымилось кострище. Вау, тут где-то люди! Поскакали дальше. Столбики, к счастью, нас не оставляли.

Минут через тридцать вышли на перекрёсток. К чести финнов, на каждом перекрёстке установлены информационные щиты. По моим подсчётам нам было пилить ещё километров шестнадцать. Это часа четыре быстрого хода, а время уже было к шести. К счастью, я ошибся, до Саариселькя, откуда мы беспечно вышли, было "всего" 11.8 км.

Сжали зубы и потопали дальше, приближаясь к концу маршрута с каждым шагом. Осознание того, что путь конечен и мы идём в верном направлении несколько успокаивало, но понимание того, сколько ещё пилить, убивало. А фигли, выбора особого не было. В тот момент я уже раз пять порадовался, что не взяли с собой дитё. А может и зря не взяли-то. Он бы разнылся километров через 8-10 и мы бы вернулись с уважительной причиной.

Через пять километров нагнали финскую пару, аккурат у очередного домика. Мы их видели по пути, они срезали через сопку. Увидев нас они недвусмысленно сныкались в домик и захлопнули дверь. Крайне недружелюбно с их стороны, но мы и не собирались ночевать, потому они зря показали свою говнистость. Ноги отчаянно гудели, жена уже раза три выжимала носки. Пошли дальше. Фотки делать перестал, главной задачей было переставлять конечности. По пути встретился ручей, разросшийся до размеров маленькой речки из-за таяния снега. Деревянный мостик в два бревна скрыт под водой. Местами я тащил жену по воде на руках, треккинговые ботинки не очень подходят для болот. Но здесь от меня толку не было. Брёвна скользкие, один кривой шаг и мы оба в воде. Хотел перебросить ей сапоги с того берега, но решили что лучше не стоит, вдруг промахнусь и сапог уплывёт. Поэтому жена мужественно сняла ботинки, завязала на шее и в носках прошла по брёвнам под ледяной водой метров 10-15. Не перестаю восхищаться. Далеко не каждая женщина попёрлась бы со мной в такой блудняк. Отжали, растёрли ноги, потопали дальше, шипя от боли в ногах.

Навстречу по снегу на нас вышла ещё пара финнов. Слегка пообщались. Попытался вякнуть, что мы прошли уже двадцать км по их сраному парку. Финн с девушкой(!) сообщил мне, не понтуясь ни секунды, что они идут уже две недели и маршрут их составляет 400 км. Понял, что сочувствия не дождусь, потопали дальше.

Под конец маршрута дорога решила дать нам просраться окончательно и полезла в гору. Снег, разумеется, присутствовал. Виды были безумно хороши, но осознание того, что пилить ещё километров 5-6 (а значит часа два), давило ужасно.

Не буду перечислять, что мы говорили про парки, Финляндию, пешие прогулки, сопки, снег. Цензурного было мало. Мы дошли до машины где-то в 21:40. Маршрут составил примерно 30 км и около 10 часов. Где-то мы срезали, где-то обошли из-за снега, мокрые, офигевшие, мы шли к машине враскоряку, примерно как утки. Коленки отчаянно вопили, ступни намеревались их перекричать. Что интересного в Финке? Все магазины лет пять назад прекращали работать ещё часов в 8 вечера. Наплыв туристов сдвинул время до 21, а в деревнях побольше даже до 22, но в Саариселькя, где живёт, напомню, 350 человек, открытым остался только ресторан при гостинице. Вломились, выпили две чашки чёрного кофе (2 евро за каждую). Жутко хотелось упороться алкоголем, но цена в 7 евро за бутылку пива 0,33 литра остановила. У гостиницы видели группу финнов с собаками неизвестной породы. Вообще, у них полагается выгуливать собак на поводке, более того, собаку без привязи имеет право застрелить любой охотник. Две штуки бегали вокруг дядьки без поводка, но выглядели вполне дружелюбно. Мы были в состоянии "убей меня, браток". Дядька нас заметил и что-то крикнул собакам по-фински. Такого я не видел никогда. Собаки, которые ещё секунду назад бежали со всех ног, моментально остановились и замерли, как будто замёрзли. Всё время, пока мы шли мимо, они не сдвинулись ни на миллиметр. Когда расстояние между нами увеличилось, мужик подал ещё одну команду и пёськи побежали дальше, как будто их поставили на паузу, а потом снова нажали "Play". Подвывая от боли в ногах мы сели в машину и поехали домой.

Прошли сутки. Мы дома, жена даже не заболела, у нас всё хорошо и только ноющие ноги напоминают о прогулке. У меня обгорели уши и кисти, у жены лоб и нос. Я запомнил, что такое 30 км по пересечёнке, как важно иметь телефон, GPS, забивать в него все ключевые точки и ставить перед собой реальные цели. Спасибо за внимание, это было круто.